Заходят многие - остаются лучшие!
Здравствуйте Гость ( Вход | Регистрация ) Выслать повторно письмо для активации
Вход
Ваше имя Пароль Забыли пароль?
Запомнить Вас?
Войти скрытым?



 Первые шаги на "Театральных подмостках" Новые сообщения раздела  


 

 Гектор Берлиоз Троянцы/Les Troyenes, Грандиозная историческая эппопея
mikhailk
  №1 Отправлено: 17.01.2010 - 05:14


Живёт здесь

Группа: Аксакалы
Регистрация: 8.03.2008
Сообщений: 1292
Обитает:
Последний раз был:
вчера в 16:40




"Троянцы"/"Les Troyenes"


"Троянцы" - самое масштабное и важное произведение Гектора Берлиоза, были написаны композитором в зрелый (если не поздний) период его творческого пути. Задумывались они как "национальная опера", символ французского искусства.Сам Берлиоз целиком "Троянцев" так и не услышал: при его жизни были исполнены только первые три акта - "Взятие Трои".
Данный спектакль критика почти сразу назвала "постановкой Века",принимая во внимание масштабы спектакля и состав исполнителей
.


ГЕКТОР БЕРЛИОЗ "ТРОЯНЦЫ"

БЕРЛИОЗ, ГЕКТОР (Berlioz, Hector) (1803?1869), французский композитор-романтик, новатор в области мелодики, формы, оркестрового письма, блестящий дирижер и музыкальный критик.
Человек, которому, по выражению Вагнера, было суждено стать "спасителем высокого музыкального искусства своего времени", Луи Гектор Берлиоз родился 11 декабря 1803 в местечке Ла-Кот-Сент-Андре в 56 км на северо-запад от Гренобля, в исторической области Дофине на юго-востоке Франции. Его отец, по профессии врач, был просвещенным человеком, любителем музыки, и сам занимался с мальчиком как музыкой, так и латынью, историей, географией и прочими школьными дисциплинами. Берлиоз обучался музыке у разных учителей и овладел флейтой и гитарой, но не фортепиано, которое редко можно было увидеть в далеких горах Дофине.

Скоро стало ясно, что музыка для сына врача - не прихоть, а призвание. Уже в 12 лет Гектор сочинял для местного любительского ансамбля, и в этих попытках сразу обнаружилась своеобразие мелодического мышления - врожденное качество будущего композитора. Известно, что вторая тема увертюры Тайные судьи (Les Francs-Juges, 1826) и начало первой части Фантастической симфонии (Symphonie fantastique, 1830) были заимствованы автором из его юношеских сочинений.

Доктор Берлиоз хотел, чтобы его сын получил медицинское образование, и с этой целью в 1821 отправил его в Париж. Некоторое время юноша действительно посещал лекции на медицинском факультете. Но все свободные часы он проводил в консерваторской библиотеке, изучая партитуры, и в оперном театре, где подрабатывал клакером. Вскоре он стал учеником Лесюэра, достаточно известного композитора: Берлиоз сочинял под его руководством романсы, кантаты, мессы, а также писал статьи на музыкальные темы. Тогда же он делал попытки добиться разрешения родителей на окончательный переход в консерваторию.

Эта борьба длилась около пяти лет. За это время Берлиоз, продолжая занятия в консерватории с Рейхой и Керубини, завоевал сначала вторую, а потом и первую Римские премии, присуждавшиеся молодым композиторам. К 1830 (год триумфа - присуждения ему первой Римской премии) Берлиоз уже открыл для себя мир музыки Бетховена и мир драмы Шекспира, стал автором мессы, двух оркестровых увертюр, драматической фантазии Буря (The Tempest) по Шекспиру, Восьми сцен из "Фауста" (Huits scenes de Faust) (по Гёте), вокального цикла на стихи Томаса Мура и краеугольного камня новой романтической музыки - Фантастической симфонии.

Хотя Берлиоз уже привлек к себе всеобщее внимание в Париже благодаря исполнению некоторых из вышеперечисленных сочинений и имел весьма вескую причину оставаться в городе : он обручился с юной Камиллой Мок (блестящей пианисткой, впоследствии мадам Плейель), он все-таки покинул Францию и направился в Рим, где по условиям консерваторской премии мог провести два года, живя вместе с другими стипендиатами на полном обеспечении.

В Италии Берлиоз познакомился с Феликсом Мендельсоном, который вызвал у него чувство глубокой симпатии и восхищения. Благодаря мудрой снисходительности художника О.Верне, директора Французской академии в Риме, Берлиоз получил разрешение вернуться в Париж раньше положенного срока (через 18 месяцев вместо 24) и сразу же приступил к осуществлению того замысла, который ощущал как свое призвание. В автобиографических записках он называет это своей "Тридцатилетней войной против профессоров, рутинеров и глухих к музыке". Если не обращать внимание на насмешливый тон, деятельность Берлиоза можно охарактеризовать как пропаганду во всей Европе "драматического" стиля бетховенских симфоний, а также тех новых принципов симфонизма, которые сложились в творчестве самого Берлиоза и, возможно, являлись естественным следствием его самобытного мелодического дара. Гармония, полифония, формы - все подвергалось пересмотру с целью соответствия, с одной стороны, новому исходному материалу - необычно длинным и гибким мелодическим линиям, а с другой - принципиально новой трактовке тембра как неотъемлемого компонента музыкальной мысли.

В период между возвращением из Рима (1832) и последней большой концертной поездкой в Россию (1867) Берлиоз создал те сочинения, которые вместе с ранней Фантастической симфонией составляют основной корпус образцов, раскрывающих суть его эстетической системы. Музыка Берлиоза безошибочно узнаваема по характерным мелодическим построениям, но каждая из его партитур имеет свой стилистический облик. И дело не просто в чередовании творческих периодов в жизни композитора; в данном случае разнообразие приемов наглядно демонстрирует основополагающий драматический характер его музыки, непосредственную связь музыки Берлиоза с избираемыми темами, программами, литературными источниками. Духовными наставниками Берлиоза были Глюк, Вебер и Бетховен; он черпал вдохновение из творений Шекспира, Гёте и Вергилия: его Энеиду Берлиоз знал наизусть и позже создал на ее сюжет свой поздний шедевр - оперу "Троянцы" (Les Troyens).

Личная жизнь Берлиоза омрачалась рядом горестных событий, о которых он подробно рассказывает в своих замечательных Мемуарах (1870). Его первый брак с ирландской актрисой Гарриэт Симпсон, заключенный в 1833, закончился разводом в 1843 (Симпсон много лет страдала неизлечимой нервной болезнью); после ее смерти Берлиоз женился на певице Марии Ресио, скоропостижно скончавшейся в 1854. Сын композитора от первого брака умер в 1867. Правда, Берлиоз был счастлив в дружбе. Хотя с Берлиозом бывало нелегко сойтись, все же такие люди, как Лист, де Виньи, Гизо, Сент-Бёв и Вагнер, отдавали должное мощи и цельности его натуры. Переписка Берлиоза с крупнейшими художниками свидетельствует о его терпимости к разным людям и идеям. Но все-таки не литература, а музыка - любовная сцена из Ромео и Джульетты (Romeo et Juliette), Пасхальный гимн из Осуждения Фауста (La Damnation de Faust), септет из "Троянцев" - открывает нам глубины этого несравненного ума.

"Троянцы"

В основу оперы положен эпос Вергилия "Энеида", повествующий об истории Трои. Берлиоз использовал для своей оперы лишь две части поэмы, частично переработав ее содержание. Так, например, эпизодический у Вергилия образ Кассандры он поставил в центре первых двух актов оперы, при этом композитор изменил мифологическую судьбу своей героини.
Премьера полной версии оперы (все пять актов) состоялась в Карлсруэ в1890 году, исполнялась на немецком языке. На языке оригинала (французский) премьера состоялась в 1906 в Брюсселе.

Берлиоз начал писать "Троянцев" , когда услышал в 1855 году от возлюбленной Листа княгини Витгенштейн о плане Вагнера о создании цикла опер "Кольцо Нибелунга". Острое ощущение соперничества с Вагнером, его идеями было одним из "двигателей", толкавшим Берлиоза на осуществление своего замысла.
"Троянцев" можно назвать едва ли не энциклопедией оперной литературы того времени. И в то же время это музыка берлиозовская от первой ноты до последней. Лучшие оперные эпизоды - такие как знаменитый любовный дуэт Дидоны и Энея, "Троянский марш", сцена царской охоты в африканском лесу - приобрели самостоятельную концертную жизнь. Однако триумфальное шествие полной версии оперы по ведущим музыкальным сценам мира началось лишь в ХХ веке.



КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОПЕРЫ
Часть I.
"Взятие Трои"

Акт I
После десяти лет безуспешной осады Трои греки покидают свой лагерь. На его месте троянцы празднуют победу. Они видят гигантского деревянного коня, оставленного греками, которого принимают за дар Афине Палладе. Кассандра, дочь троянского царя Приама, предвидит гибель Трои и своего возлюбленного Хореба. Кассандра уговаривает Хореба бежать из Трои. Однако Хореб не верит ее предсказаниям.
Под звуки благодарственного гимна олимпийским богам за спасение Трои сходится народ, появляются царица Гекуба и сам Приам. Вдова Гектора Андромаха вместе с сыном Астианаксом среди всеобщей радости неутешно оплакивает смерть мужа-героя.
Прибегает Эней и рассказывает, что жрец Лаокоон, призывавший троянцев сжечь деревянного коня, был растерзан морскими змеями. Это истолковывается как проявление гнева Афины, возмущенной кощунством жреца. Тогда Приам, не слушая протестов Кассандры, приказывает ввести коня в Трою. Троянцы торжественно влекут статую в город. Кассандра в отчаянии наблюдает за процессией.

Акт II
Тень убитого Гектора является спящему Энею. Она предвещает гибель Трои и приказывает бежать из города и искать Италию, где Энею суждено основать новую Трою - Рим. Тем временем греки врываются в город. Троянцы готовы погибнуть, но не сдаться врагу. Эней с группой воинов, захватив сокровища царя Приама, спасается из горящей Трои. Кассандра пророчествует, что Энею суждено стать основателем нового города. Зная, что Хореб погиб, Кассандра с криком "Италия, Италия!" закалывает себя, чтобы избежать греческого рабства. Ее примеру следуют остальные женщины.


Часть II.
"Троянцы в Карфагене"

Акт III
Царица Карфагена Дидона, верная памяти своего погибшего супруга Сихея, не хочет выходить замуж за нубийского царя Ярбаса, который добивается ее благосклонности. Карфагеняне клянутся Дидоне в своей преданности и готовности защитить ее от домогательств нубийца. Представители различных профессий - строители, моряки, земледельцы - по очереди представляются царице.
По окончании торжественной церемонии Дидона беседует со своей сестрой Анной, которая уговаривает ее отказаться от обета верности Сихею и освободить сердце для новой любви. В это время царице докладывают о прибытии в порт чужестранцев, потерпевших крушение. Дидона соглашается дать им пристанище. Входит отряд троянцев, и Асканий представляет себя и своих спутников царице. Троянский жрец Пантей рассказывает о пророчестве, которое заставляет Энея путешествовать в поисках Италии.
Советник Дидоны Нарбал сообщает о том, что свирепый нубийский вождь во главе несметной орды дикарей подступает к Карфагену, а город не имеет достаточно оружия, чтобы защититься. Тогда Эней предлагает помощь Карфагену. Поручив Аскания заботам Дидоны, он принимает командование соединенными войсками и спешит навстречу врагу.

Акт IV
В садах Дидоны Нарбал беседует с Анной. Он взволнован тем, что Дидона, увлеченная Энеем, пренебрегает управлением государством. Анна не видит в этом ничего плохого: Эней был бы превосходным правителем Карфагена. Нарбал напоминает ей, что боги повелели Энею связать свою судьбу с Италией, но Анна отвечает, что нет на свете бога могущественней, чем любовь.
Танцами и пением подданные воздают хвалу царице. Рядом с Энеем она постепенно забывает о покойном супруге. Дидона и Эней признаются друг другу в любви. Их признания прерываются появлением посланца богов Меркурия, который передает Энею волю Юпитера покинуть Карфаген и направиться в Италию.

Акт V
Морской берег Карфагена. Пантей и троянские вожди обсуждают грозные предзнаменования богов, недовольных их задержкой в Карфагене. В душе Энея происходит жестокая борьба между долгом, призывающим его в Италию, и любовью, удерживающей его в Карфагене. Он хочет увидеть царицу в последний раз, но в это время появляются призраки Приама, Хореба, Гектора и Кассандры, приказывающие ему отправится в путь немедленно.
Дидона потрясена тем, что Эней пытается уехать втайне от нее. Эней умоляет простить его, ссылаясь на волю богов, однако Дидона не внемлет его доводам и проклинает его. И все же она умоляет Анну, чтобы та еще раз попросила Энея остаться. Анна сожалеет, что поощряла любовь между сестрой и Энеем. Когда Дидоне сообщают, что троянцы покинули Карфаген, она в гневе приказывает карфагенянам отправиться в погоню и уничтожить троянцев, но затем, оставшись одна, в отчаянии решает покончить с собой. В момент смерти царицу посещает последнее видение: Карфаген будет разрушен, а Рим станет бессмертным. Карфагенский народ и жрецы проклинают Энея и его род.

ИСПОЛНИТЕЛИ:

Plácido Domingo (Enée)
Jessye Norman (Cassandre)
Tatiana Troyanos (Didon)
Allan Monk (Chorèbe)
John Cheek (Panthée)
Paul Plishka (Narbal)
Douglas Ahlstedt (Iopoas)
Claudia Catania (Ascagne)
Jocelyne Taillon (Anna)


ДИРИЖЕР - James Levine

ПОСТАНОВКА - Brian Large - Fabrizio Melano

Metropolitan Opera Chorus
Metropolitan Opera Orchestra
1983 год.





В Н И М А Н И Е !
ОПЕРА УПАКОВАНА В ДВЕ ПАПКИ. ВО ИЗБЕЖАНИИ НЕРАЗБЕРИХИ БОЛЬШАЯ ПРОСЬБА РАСПАКОВЫВАТЬ КАЖДУЮ ПАПКУ ОТДЕЛЬНО !!!

БЛИЖАЙШИЕ РАЗДАЧИ:
Э.Д'АЛЬБЕРТ "TIEFLAND"
ТОМАС БРЕТОН "ДОЛОРЕС"
ТАНЬ ДУНЬ "ПЕРВЫЙ ИМПЕРАТОР"
М.РАВЕЛЬ "ИСПАНСКИЙ ЧАС" и "ДИТЯ И ВОЛШЕБСТВО"


ИДЕТ РАЗДАЧА :
БЕНДЖАМИН БРИТТЕН "АЛЬБЕРТ ХЕРРИНГ"
http://fenixclub.com/index.php?showtopic=99607&hl=


РАЗДАЧА РАСЧИТАНА НА 2-3 НЕДЕЛИ

НА СКАЧИВАНИЕ 3 ДНЯ

ОПЕРА УПАКОВАНА ПРОГРАММОЙ "ХАМЕЛЕОН"

ПРИЯТНОГО ПРОСМОТРА !




Это сообщение отредактировал mikhailk - 29.01.2010 - 01:43
levf
№2 Отправлено: 17.01.2010 - 07:02


Посетитель

Группа: Потребители
Регистрация: 21.06.2007
Сообщений: 237
Обитает:
Последний раз был:
cегодня в 07:30




большое спасибо за постановку в очередь, но эта опера у меня уже есть
Top
медикус
№3 Отправлено: 17.01.2010 - 10:10


Живёт здесь

Группа: Модераторы
Регистрация: 22.07.2008
Сообщений: 9854
Обитает:
Последний раз был:
cегодня в 00:07




Спасибо! Архивы в порядке.


--------------------
"Тихо шифером шурша,
Крыша едет не спеша..."
Не помню, кто написал, но дома с этим согласны yes.gif

ПРОЕКТ: В музей - без поводка

Скрыть подпись
Top
plakh
№4 Отправлено: 17.01.2010 - 10:41


Старожил

Группа: Форумчане
Регистрация: 19.11.2008
Сообщений: 977
Обитает:
Последний раз был:
25.02.2014 - 14:43




Спасибо за постановку в очередь, но у меня есть этот DVD
Top
Alpinist
№5 Отправлено: 18.01.2010 - 03:04


Завсегдатай

Группа: Форумчане
Регистрация: 18.08.2008
Сообщений: 349
Обитает:
Последний раз был:
вчера в 14:51




Миша, спасибо, дорогой, срисовал. Но исправь большой и красный (не подумай плохого).. шрифт: исправь "Берилиоз" на "Берлиоза". К бериллам,кажется, его фэмили отношения не имеет. И не обижайся на шутку.
Как-то в московию приехала ваша питерская Мариинка и привезла в числе прочего "Ламмермуршу". Билеты продавались свободно. Прочтя афишу и
изрядно удивившись, я,верный поклонник Остапа Бендера, первый (и последний) раз в жизни направился в кассу и попросил мне продать билет на "Лючию де Ламмермур" Беллини. Кассирша тут же попеняла мне:
Доницетти! В ответ я возразил. что Лючию Доницетти я хорошо знаю, а вот
Беллиниевскую хотел бы сравнить с ней. И указал на афишу, висевшую и за ней. На ней ясно значилась Л. ди Л-р Беллини и тоже крупными и красными буквами. Кассирша тут же сослалась на типографию... Билет я не взял, конечно, верный бессмертному учению Остапа, а вечером сидел в Большом и слушал Галину Ковалёву. Сходила с ума она очень трогательно, но при этом
не брала принятые в этой партии высокие пунтатуры...
Top
mikhailk
№6 Отправлено: 18.01.2010 - 04:34


Живёт здесь

Группа: Аксакалы
Регистрация: 8.03.2008
Сообщений: 1292
Обитает:
Последний раз был:
вчера в 16:40




Alpinist, ВРОДЕ ПРОВЕРЯЮ ВСЕ, С УЧЕТОМ ПРИКЛЕЕНЫХ РУССКИХ БУКВ, НО ,ВОТ,УВЫ... НЕ ХОТЕЛ ОБИЖАТЬ ФРАНЦУЗА,ХОТЯ У НАС В СТРАНЕ ИХ НЕ ОЧЕНЬ-ТО УВАЖАЮТ( ПОСЛЕ БОЛЬШОЙ ЛЮБВИ К АРАБАМ,НУ ДА ЭТО - ПОЛИТИКА).
СПАСИБО ЗА ПОДСКАЗКУ. В МОЕМ СЛУЧАЕ ТИПОГРАФИЯ НЕ ПРИЧЕМ.
Top
Coronet
№7 Отправлено: 18.01.2010 - 15:39


Посетитель

Группа: Потребители
Регистрация: 16.09.2007
Сообщений: 151
Обитает:
Последний раз был:
24.02.2013 - 18:00




Большое спасибо, но откажусь...
Top
1 человек просматривает эту тему (1 гость)
« Предыдущая тема | Театральные подмостки | Следующая тема »


 



[Script Execution time: 0,0565]   [22 queries used]   [GZIP enabled]